Основные изменения по сравнению с предыдущим релизом
Теперь можно задать несколько автоматически применяемых предустановок для одного модуля обработки. Каждая предустановка после первой будет добавлена к новому экземпляру модуля сразу после первого экземпляра в конвейере.
Чтобы лучше представить, какой экземпляр модуля соответствует какому пресету, метка модуля автоматически устанавливается на имя любого пресета, который соответствует параметрам текущего модуля. Если вы впоследствии измените эти параметры, метка будет очищена, если только ее параметры не совпадают с параметрами другого пресета, в этом случае она будет изменена на название соответствующего пресета. Если метка модуля была отредактирована вручную, она никогда не будет обновлена автоматически.
Введена новая опция (preferences > darkroom > automatically update module name), позволяющая отключить эту функцию.
Параметры по умолчанию некоторых модулей обработки были переработаны, чтобы их было легче использовать в копировании/вставке, пресетах и стилях.
Многие модули имеют параметры по умолчанию, основанные, например, на метаданных изображения или текущем рабочем процессе:
- экспозиция: в рабочем процессе, ориентированном на сцену, экспозиция настраивается с помощью значения компенсации экспозиции Exif,
- denoise (профилированный): устанавливается в зависимости от камеры и ISO,
- коррекция объектива: устанавливается на основе камеры, объектива, фокусного расстояния, расстояния фокусировки,
- базовая кривая: устанавливается в зависимости от производителя камеры,
- баланс белого: устанавливается на основе метаданных Exif,
- ориентация: устанавливается на основе метаданных Exif,
- калибровка цвета: устанавливается на основе метаданных Exif.
Для всех этих модулей теперь можно вставить настройки, обеспечив при этом использование правильных метаданных изображения для установки параметров модуля. Это достигается выбором колонки "Сброс" в диалогах предустановок и стилей, что заставляет модуль вести себя так, как будто была нажата кнопка сброса.
При создании или редактировании пресетов добавлена новая опция "сбросить все параметры модуля к значениям по умолчанию". Выберите эту опцию для автоматического добавления модулей к соответствующим изображениям с сохранением их параметров по умолчанию (включая любые параметры, установленные на основе метаданных изображения).
Эта функциональность позволила нам убрать ряд специфичных для модуля хаков, которые ранее обеспечивали аналогичную функциональность (хотя и в более ограниченном виде).
Опция конфигурации рабочего процесса по умолчанию (preferences > processing > auto-apply pixel workflow defaults) теперь скорректирована для включения предыдущей настройки рабочего процесса хроматической адаптации и нового сигмоидного модуля. Теперь опции выглядят следующим образом:
- scene-referred (filmic) - по умолчанию
- scene-referred (sigmoid)
- display-referred (legacy)
- None
С помощью этих новых опций модуль цветовой калибровки и порядок модулей, привязанных к сцене, будут автоматически применяться для всех рабочих процессов, кроме "Display-referred (legacy)", который будет продолжать использовать только модуль баланса белого для хроматической адаптации. Значение в скобках представляет собой модуль по умолчанию, используемый для тонового отображения (filmic/sigmoid). В режиме "legacy" для тонового отображения будет использоваться базовая кривая, а в режиме "none" модуль тонового отображения применяться не будет.
Модуль Scopes теперь имеет новую опцию наложения цветовой гармонии в режиме вектороскопа RYB. Вы можете выбрать одну из 9 различных цветовых гармоний:
Монохроматический, Аналоги, Аналогичные комплементарные, Дополнительно, Раздельное дополнение, Диада, Триада, Тетрада, Квадрат.
Они будут отображаться в виде накладок поверх вектороскопа, чтобы указать вам, где находятся "гармонические" цвета. Накладки можно вращать, прокручивая их мышью.
Руководства по цветовой гармонии можно использовать вместе с модулем глобального выбора цвета для изменения цветов изображения в соответствии с заданной цветовой гармонией - думайте о них как о руководствах по композиции кадрирования, но для цветов.
Была добавлена глобальная операция щелчка правой кнопкой мыши и перетаскивания, позволяющая корректировать поворот изображения без предварительного открытия модуля поворота и перспективы. Эту операцию можно использовать до тех пор, пока модуль, сфокусированный в данный момент, не использует эту комбинацию клавиш для другой цели.
Функциональность нарисованной маски была полностью переработана с большим количеством изменений и исправлений:
- Параметры "сглаживание кисти" и "нажим пера" были перенесены из диалога глобальных настроек в новый сворачиваемый раздел "свойства" в менеджере масок, чтобы их можно было изменять во время рисования и назначать им ярлыки.
- Ползунки размера/пера/жесткости нарисованной формы маски в менеджере масок теперь используют логарифмическую шкалу, и прокрутка по ним производит относительную регулировку, как и Shift+прокрутка по самой форме. Как и в случае с другими ползунками, Ctrl или Shift можно использовать для тонкой или грубой настройки (аналогично с включенным отступлением от горячих клавиш). Ярлыки, назначенные на ползунки, можно использовать для регулировки размера/жесткости кисти во время рисования.
- В менеджер масок был добавлен пятый оператор набора, позволяющий комбинировать нарисованные фигуры в режиме "сумма". Это позволяет накладывать друг на друга повторяющиеся мазки кисти с низкой непрозрачностью для увеличения силы маски. Этот режим теперь используется по умолчанию для фигур кисти.
- Теперь можно изменить оператор набора (режим) для всех фигур в группе из меню правой кнопки мыши в менеджере масок.
- Некоторые действия в меню менеджера масок ранее могли быть активированы, даже если в некоторых контекстах они не оказывали влияния на изображение. Так, действия перемещения вверх/вниз теперь отключены для первого и последнего элемента в группе соответственно, и больше невозможно выбрать оператор (режим) для первого элемента в группе.
- Порядок сортировки фигур в группах менеджеров масок был изменен таким образом, чтобы фигура с самым низким рейтингом находилась внизу группы. Порядок сортировки фигур вне группы также был изменен для единообразия.
- Теперь в менеджере масок можно непрерывно добавлять все типы масок.
- Исправлена проблема, при которой кисть не отображалась должным образом после создания из менеджера масок, также исправлен сбой при создании градиентов из менеджера масок.
- Для всех фигур состояние редактируемости теперь правильно устанавливается после создания, что позволяет перемещать и изменять размеры различных частей фигур.
- Исправлена проблема с отображением при редактировании имени фигуры в менеджере масок.
- Исправлено состояние установленных операторов в менеджере масок - при перемещении маски вверх/вниз мы теперь следим за тем, чтобы первая маска не имела оператора, а вторая всегда имела назначенный оператор. Если оператор еще не задан, используется оператор по умолчанию (объединение).
- При использовании сочетания клавиш для добавления фигур к нарисованной (смешивающей) маске режим смешивания автоматически переключается на "нарисованную маску" или "нарисованную и параметрическую маску", в зависимости от того, что было до этого, так что любая вновь созданная фигура будет действительно влиять на изображение.
- В режиме смешивания нарисованной маски раньше была опция "инвертировать маску", которая имела ту же функциональность, что и опция "переключить полярность". Поскольку обе опции делали одно и то же, "инвертировать маску" теперь удалена.
- Рисование масок было переработано, чтобы все типы масок рисовались одинаково - центральная область, граница и выделенные сегменты теперь отображаются последовательно. Выделенный сегмент теперь более заметен, особенно для маски кисти, где выделенный сегмент был едва различим из-за ошибки.
- В диалоги стилей и копирования/вставки добавлен новый столбец, показывающий, использует ли модуль маску (рисованную/параметрическую/растровую), используя стандартный значок маски.
- Улучшено редактирование нарисованных масок - теперь стало проще выбирать контрольные точки и сегменты контура маски (в некоторых случаях можно было случайно выбрать всю маску контура, а не один сегмент). Рендеринг масок на холсте также улучшен для лучшей согласованности между типами фигур.
- Теперь контур кисти стал немного прозрачнее, чтобы лучше видеть основное изображение.
Улучшение производительности
В ряде вычислительных модулей была произведена очистка кода и улучшена производительность. Все пути кода SSE2 были удалены (оптимизированный параллельный код, генерируемый компилятором, быстрее) или оптимизирован код, что привело к приросту скорости на 5-40%
Улучшения в ряде основных процедур также привели к заметном увеличению скорости.
Код Pixelpipe и стратегии кэширования были переписаны со значительным увеличением производительности при проявке в фотолаборатории.
В модуль сигмоида добавлена поддержка OpenCL.
В экспорт XCF и загрузчик RGBE добавлена поддержка OpenMP.
Производительность алгоритма реконструкции бликов в противоположных красках была улучшена за счет реализации OpenCL и использования внутреннего кэширования в темной комнате.
Режим восстановления выделенного лапласиана с управлением теперь менее требователен к памяти (экономия составляет около 40%), а его производительность значительно улучшена, что позволяет применять больше итераций восстановления по умолчанию.
Последовательные изменения слайдеров и других виджетов (например, при перетаскивании, прокрутке или использовании горячих клавиш) стали более отзывчивыми благодаря созданию меньшего количества записей отмены. Это также делает использование отмены/повтора более эффективным, так как вам больше не придется повторять каждое микроизменение.
Остальные изменения
Раздел фильтров в диалоге пресетов был переработан, чтобы лучше показать взаимосвязь между raw/non-raw и HDR/монохром/цвет. Это позволит избежать случайного создания пресетов, которые никогда не могут быть применены ни к одному изображению.
Выбор диапазона ISO теперь улучшен в диалоге автоприменения предустановок.
Ярлыки, назначенные пресетам или стилям, теперь будут отображаться при наведении на них курсора в соответствующем меню.
При длительном щелчке левой кнопкой мыши по пресету меню пресетов теперь остается открытым, поэтому вы можете быстро переключаться между несколькими пресетами для визуализации эффекта. Вы также можете прокручивать кнопку пресета для перехода к предыдущему/следующему пресетам (как вы уже делали это, используя горячие клавиши).
В модуль рассеивания или усиления резкости были добавлены две новые предустановки резкости - стандартная резкость и с более сильным эффектом.
Код подборщика цветов был полностью переработан, что привело к повышению скорости работы благодаря тому, что пути кода не выполняются без необходимости. Код теперь адаптирован для современных процессоров, используя возможности OpenMP для более лаконичного кода. Затратный по времени проход денуазиса теперь выполняется только при использовании модуля filmic (в этом случае удаление шума делает автоматическую настройку более надежной). Удалено предупреждение о монохромном изображении, а также произведена дополнительная очистка, дедупликация и оптимизация кода.
Все оставшиеся кнопки выбора цвета теперь доступны через ярлыки и Lua-скрипты.
Код расчета гистограммы был модернизирован, удалены пути SSE кода. Хотя это само по себе не дает прироста скорости, он используется в качестве модели для оптимизированного кода с использованием последних возможностей OpenMP. Различные фрагменты неиспользуемого кода были удалены, чтобы обеспечить согласованный внутренний API. В некоторых случаях этот код будет давать незначительно более точные результаты, а в некоторых случаях будет использовать значительно меньше памяти.
Гистограммный интерфейс был переработан. Кнопки управления были разделены на две группы: слева - ряд кнопок для переключения между режимами гистограммы (гистограмма, форма волны, парад rbg, вектоскоп); справа - кнопки, управляющие параметрами каждого режима (каналы RGB, ориентация, вектоскоп). Для вектороскопа RYB также добавлен ряд кнопок для визуализации направляющих линий для наиболее распространенных цветовых гармоний.
Виджет масштабирования в окне навигации был преобразован в стандартный выпадающий, что лучше соответствует стилю darktable.
Логика масштабирования прокрутки в фотолаборатории была переработана, чтобы сделать шаги масштабирования более равномерными для всех размеров изображения.
Добавлена новая опция (preferences > darkroom > middle mouse button zooms to 200%) для управления поведением переключателя масштабирования средней кнопкой мыши в темной комнате. Выберите эту опцию, чтобы переключать масштабирование между fit, 100% и 200%; отключите опцию, чтобы переключать только между fit и 100%. В последнем случае вы можете получить доступ к 200% увеличению с помощью Ctrl+средний клик.
Снимки больше не аннулируются при сжатии или сбросе истории. Все моментальные снимки теперь хранятся с полной историей и всегда могут быть правильно восстановлены.
Вид списка снимков был переработан, что привело его отображение в соответствие с отображением модуля истории. В то же время ярлык модуля теперь отображается в списке и редактируется с помощью Ctrl+щелчка.
Следующие модули были устаревшими и будут удалены для выбора в будущей версии (хотя они по-прежнему будут доступны для старых правок):
- уровни (вместо этого используйте уровни rgb);
- контраст яркость насыщенность (вместо этого используйте цветовой баланс RGB).
В предыдущей версии размер границы ISO 12646 был слишком мал, это исправлено.
Группа модулей "по умолчанию" была удалена, и теперь вам рекомендуется использовать одну из групп модулей, рекомендованных для сцены.
Добавлена поддержка для загрузки изображений QOI и FITS, а также для записи метаданных в формат XCF (см. примечания ниже).
Добавлена возможность чтения метаданных Exif из изображений AVIF, HEIC и JPEG XL с помощью собственных библиотек (если они не поддерживаются Exiv2).
Данные Exif теперь записываются в чанк Exif PNG при использовании Exiv2 версии 0.28.0 и новее - это новый стандартный способ хранения данных Exif в файлах PNG.
Маски теперь экспортируются как дополнительные каналы в файлах EXR.
Загрузка изображений BigTIFF теперь снова включена, и сначала пытается использовать родной ридер на базе LibTIFF.
Экспорт и генерация эскизов были переработаны для удаления некоторых накопившихся хаков, что должно привести к улучшению размера экспорта.
Различные улучшения были внесены в интерфейс отладки при запуске darktable из командной строки.
Улучшена поддержка коррекции объектива с помощью встроенных метаданных.
Заголовки разделов были добавлены в выпадающий список "сортировать по" на верхней панели (файлы, время и т.д.).
Когда модуль кадрирования получает фокус и переключается на необрезанный вид изображения, ручки кадрирования по краям изображения теперь кратковременно загораются, указывая на то, что их можно щелкнуть и перетащить.
Пока обрезка занимает все изображение (и поэтому ее перемещение путем перетаскивания невозможно), чувствительная зона для перетаскивания углов и краев увеличивается.
Хотя модуль кадрирования показывает все изображение, чтобы облегчить внесение изменений, он больше не будет вызывать пересчет трубы, пока модуль не потеряет фокус (например, при переключении на другой модуль или при сворачивании модуля кадрирования), и тогда для изменения размера изображения будет использоваться новое кадрирование. Если для внесения изменений в кадрирование без фокусировки модуля используются быстрые клавиши, они все равно будут реализованы немедленно.
Удалена кнопка фиксации из модуля crop, так как она больше не используется.
Высоту изменяемых областей модуля теперь можно изменить, щелкнув и перетащив нижнюю часть изменяемой области. Предыдущий способ достижения этой цели - прокрутка с удержанием клавиши управления - был заменен на Shift+Alt+прокрутка (и соответствующее примечание добавлено во все всплывающие подсказки). Это освобождает Ctrl+scroll для тонкой настройки изменений в Уровнях RGB или гистограмме (для изменения экспозиции или уровня черного). В навигаторе предварительного просмотра Ctrl+scroll теперь регулирует уровень масштабирования без границ, как это уже делается в центральной области изображения.
Название экземпляра модуля в фотолаборатории было изменено, чтобы оно было более четко отделено от названия модуля (с помощью разделителя "пуля"). Название ярлыка в модуле истории также было соответствующим образом обновлено.
Отображение виджета рейтинга диапазона в модуле фильтров коллекции и верхней панели было улучшено для придания ему лучшего контраста/иконок, что должно сделать его более легко читаемым.
Фильтр поиска в модуле фильтров коллекции и верхней панели был улучшен для поиска по марке и модели камеры.
В представлении lighttable ярлыки "удерживать" и "липкий" предварительный просмотр теперь связаны с одним и тем же действием - ранее было два действия "переключить режим липкого предварительного просмотра", одно с обнаружением фокуса, другое без него. Обнаружение фокуса теперь можно выбрать (в ярлыках) через элемент, а удержание/переключение - через эффект. Все сопоставленные ярлыки отображаются во всплывающей подсказке кнопки макета предварительного просмотра.
Полное копирование и вставка теперь всегда выполняется в режиме перезаписи (заменяя историю целевого образа), поскольку режим добавления часто является менее подходящим выбором - например, для некоторых модулей часто не имеет смысла добавлять дополнительные экземпляры.
Во всплывающей подсказке стиля теперь сразу отображаются сведения о модуле, пока ожидается расчет изображения предварительного просмотра.
Всплывающие подсказки в инструментах формы модуля liquify теперь соответствуют инструментам нарисованных масок смешивания.
Убрана опция "демозаика для уменьшенного масштаба в режиме темной комнаты". Эта опция больше не нужна из-за улучшений в кэше pixelpipe и ранее могла приводить к незначительным различиям в обработке в темной комнате.
Поле расстояния фокусировки Exif теперь считывается для изображений, снятых на фотокамеры Nikon Z.
При чтении метаданных создателя из IPTC Information Interchange Model, darktable теперь предпочитает By-line, а не Writer/Editor. Метаданные даты/времени и описания считываются из часто используемых свойств.
Рендеринг стрелки, соединяющей исходную и целевую фигуры в модуле ретуширования, был переработан для обеспечения большей согласованности между фигурами. Все исходные/целевые фигуры теперь соединяются стрелкой, а не простой линией, и отображаются таким образом, чтобы не пересекать сами фигуры (соединяя ближайшие границы исходной/целевой фигур).
Полнокадровое эквивалентное фокусное расстояние и кроп-фактор теперь отображаются рядом с фактическим фокусным расстоянием в модуле информации об изображении.
В модуль водяных знаков были добавлены новые опции для более тонкого контроля над масштабированием. В сочетании с новым шаблоном 'fixed-size-text' теперь можно вставлять текст с постоянным размером шрифта.
Кольцо энкодера и подсветка кнопок Behringer X-Touch Compact теперь поддерживаются через midi. При нажатии на непривязанный энкодер происходит сброс энкодера.
Кнопки Midi, сопоставленные с эффектом сброса слайдера или комбо (напрямую или через fallback, как в ряду под фейдерами X-Touch Compact), теперь загораются, если текущее значение не является значением по умолчанию.
При сбросе комбинированного окна с подзаголовками (двойным щелчком или с помощью ярлыка) теперь выбирается первый выбираемый элемент.
Запросы на переключение изображений в фотолаборатории (через space/backspace/filmstrip) раньше спокойно игнорировались, если в данный момент шел пересчет. Теперь они будут обработаны, как только труба будет готова. Любые изменения, внесенные в предыдущее изображение во время ожидания, будут отброшены.
Ручная настройка черной точки каждого цвета теперь возможна для не-CFA (т.е. линейных) необработанных изображений. Обратите внимание, что вложенные в файл уровни по-прежнему могут не устанавливаться автоматически при импорте.
Модуль дизеринга теперь также включает режимы постеризации и маскирования, поэтому он переименован в "dither or posterize", чтобы сделать новую функциональность более понятной.
В некоторые диалоги и вкладки предпочтений были добавлены кнопки справки, позволяющие получить прямой доступ к соответствующим записям онлайн руководства.
Новая версия fimic color science - v7 (2023) - была добавлена и теперь используется по умолчанию. В этой версии выпадающий список сохранения цвета заменен на ползунок для управления насыщенностью бликов. Этот ползунок используется для управления смесью между предыдущими режимами "max RGB" и "без сохранения".
Добавлена возможность импортировать дополнительные ключи метаданных.
Модуль теней и бликов теперь по умолчанию использует двусторонний фильтр, поскольку он позволяет избежать ореолов, характерных для предыдущего (гауссового) фильтра.
В модуль кадрирования были добавлены некоторые новые соотношения сторон.
К краям ползунков с мягкими границами добавлена новая подсказка, описывающая, как установить значения за пределами этих границ.
Когда удаление физического файла (или перемещение его в корзину) не удается, теперь улучшена ясность и удобство диалогового окна подтверждения "дальнейших действий".
Теперь в модуле профиля ввода можно увидеть встроенный ICC-профиль текущего изображения в виде всплывающей подсказки.
Предупреждающее сообщение больше не отображается при использовании нескольких экземпляров модуля калибровки цвета с масками. Такой подход обычно используется для работы с несколькими источниками света и считается правильным использованием модуля.
Теперь появилась возможность калибровки цветов с помощью устройства проверки цвета Spyder Checkr Photo в модуле калибровки цвета.
И конечно же много исправлений и новых поддерживаемых фотокамер.
Скачать исходный код и сборки для популярных платформ.
Пожалуйста, не используйте автогенерируемый tarball, автоматически созданные github, а только подготовленные командой файл tar.xz.