Состоялся очередной релиз свободного графического растрового редактора
GIMP 2.10.14, в которой продолжается работа по устранений выявленных багов и добавлению нового функционала, среди которого начальная поддержка бесконечного холста, редактирование невидимых (отключенных) слоев, новый фильтр карт нормалей и еще немного вкусностей.
Новый функционал
Редактирование вне холста
Добавлена возможность просмотра и редактирования содержимого слоя за пределами холста.
Для его активации в меню View необходимо включить режим Show All, что сделает все пиксели за пределами холста видными. Даный режим по умолчанию для прозрачных частей использует шахматное заполнение, но его можно заменить в настройках на обычный цвет заполнения.
Так же доступно отображение границы холста (красной пунктирной линией).
Вне холста (но в пределах слоя) теперь действуют и большинство инструментов, включая кисти, заливку, выбор цвета и трансформации. Поддержку выделени за пределаси холста будет добавлена в одном из релизов.
Трансформации
У инструментов трансформации появился новый режим, который позволяет автоматически расширять размер слоя (?) если результат преобразования не влазит в текущий слой. То есть при вращении если углы слоя залезли за край холста, то слоя автоматически расширится до необходимых размеров. Для активации режима его нужно включить в настройках меню Image > Transform > Arbitrary Rotation... или в настройкх самого инструмента.
Фильтры
Фильтры теперь тоже могут выходить за пределы границ слоя если результат их работы не помещается в самом слое. Частый пример работа фильтра Drop Shadow, который добавляет тени со смещением и теперь тень не обрезается границей слоя, а автоматически расширяют его. При желании можно вернуть старое поведение в настройках фильтра параметром Clipping.
Остальные нововедения
Невидимые (скрытые) слои теперь можно редактировать (значок глаза в окне с настройками слоев).
Проведено улучшение работы инструмента свободного выделения (Free Select) и теперь он наравне с остальными инструментами перемещения поддерживает перемещение мышью с удержанием клавиши Alt.
Добавлен новый режим предварительного просмотра для инструмента выделения переднего плана (Foreground Select), который позволяет видеть полученную маску в черно-белых оттенках.
Для инструмента размывания границы выделения (Feather Selection) добавлена возможность обработки области граничащей с краем холста. Растушевка/размытие применяется так, будто границы нету и при этом само изображение как бы продолжается за пределами холста.
Добавлен новый фильтр Normal Map, позволяющий генерировать карты нормалей из карт высот.
Так же обеспечен прямой доступ к некоторым новым фильтрам
gegl: Bayer Matrix, Linear Sinusoid, Newsprint и Mean Curvature Blur.
Часть фильтров (Neon, Stretch Contrast и Oilify) заменены на их аналоги из библиотеки
gegl.
27 фильтров переписаны с использованием буферов
gegl (они все еще являются фильтрами GIMP'а).
Фильтр Van Gogh теперь поддерживает глубину цвета до 32 бит.
Улучшена поддержка форматов HEIF, TIFF и PDF. Для HEIF добавленна поддержка ICC профилей (если программа собрана с поддержкой библиотеки libheif 1.4.0+). При импорте TIFF программа теперь запрашивает при необходимости метод обработки неопределенных каналов. Для PDF настроено корректное сохранение текстовых слоев внутри групп слоев.
Улучшено загрузку поврежденных файлов формата XCF и при обнаружении проблемы в слое или канале программа попытается загрузить остальные корректные данный, а не просто прерывать процесс.
Улучшена работа на платформе
macOS. Добавлена поддержка macOS 10.15 Catalina (были проблемы с правами доступа к файлам) и инструкции как правильно устанавливать программу. Созданы сборки с улучшенной поддержкой сторонних компонентов. (?)
Ведется работа над автоматизацией создания ночных сборок программы для платформы Windows. На текущий момент доступны сборки только для стабильной ветки.
Примечание: не используйте ночные сборки для продакшена, пожалуйста.
Библиотеки
gegl и
babl портированы для применения системы сборки Meson, компилятора Ninja и переведены на использование системы непрерывной интеграции Gitlab CI.
gegl теперь лучше использует доступные ядра системы при большем количестве операций благодаря недавно добавленному динамическому вычислению стоимости потока для каждой операции. В коллекции добавлена возможность применения внешних файловых менеджеров для перемещения и обрезки содержимого колекций. Пользовательский интерфейс
gegl заменил старый встроенный видеоредактор
gcut. Что касается
babl, то теперь он поддерживает цветовую модель Yu’v’ (CIE 1976 UCS) и профили
ICC с цветами в оттенках серого. Так же была обновлена обработка альфа канала.
Так же стоит отметить и другой новый проект
ctx, который создан для простой отрисовки и растеризации векторных объектов на основе контекста 2D-рендеринга Cairo и HTML5 canvas. Он работает на 32-битных микроконтроллерах включая ESP32 и ARM-CortexM4, и предназначен для масштабирования сетевого и потокового рендеринга.
Планы на будущее
В скором времени планируется выпустить тестовый выпуск GIMP 2.99.2, который будет сформирован в процессе подготовки к будущему релизу GIMP 3, в котором будет проведено значительная чистка кодовой базы и переходом на GTK3+.
Скачать
исходный код и готовые сборки для популярных платформ.
Для тех кто собирает программу из исходного кода отметим еще раз что библиотеки
gegl и
babl переведены на другую систему сборки и компиляции. Более подробно о особенностях
тут и особенно для платформы Linux
тут.