Сразу стоит отметить отсутствие полной совместимости файлов с предыдущими версиями программы. Хотя Krita 4 и пытается импортировать файлы Krita 3 и более старых, но не обязательно все пройдет гладко. Обратная совместимость для текстовых и векторных слоев так же работать не будет. При переходе на новую версию программы крайне желательно делать резервные копии ваших файлов Krita 3 и при наличии проблем с векторными слоями их можно растрировать.
Так же на всех платформах можно использовать одновременно версиипрограммы3 и 4 без каких либо ограничений. Для платформы Windows используйте zip версию программы, для Linux - appimages, для OSX - образы, размещенные в любом месте, кромк стандартного. Настройки у обоих версий программ будут общими.
Основные нововведение
SVG для векотрных слоев
Krita ветки 3 для сохранения векторных данных использовала формат OpenDocument Graphics (ODG), который изначально был создан для офисных документов, а не для художников и не мог напрямую быть отредактирвованным другими программами, например Inkscape. Начиная с версии Krita 4 весь инструментарий для работы с векторной графикой был полностью переписан с использованием SVG. Это позволит в будущем значительно увеличить возможность обработки изображений созданных при помощи Krita в сторонних программах поддерживающих стандарты W3C. На текущий момент поддерживается стандарт SVG 1.1. Поддержка SVG 2 будет добавлена позже.
Инструмент градиента совмещен с инструментом обработки векторной графики по умолчанию.
Добавлен импорт и сохранение объектов в .svg.
Добавлено прямое взаимодействие с буфером обмена Inkscape.
Добавлена возможность объединения и перекрытия нескольких векторных объектов (в контекстном меню).
Инструментарий работы с векторами
Было потрачено много времени на изучение и улучшение рабочего процесса художников, которые часто работают с векторными слоями. Не все еще гладко и некоторый функционал будет доступен только в версие 4.1, например функционал заливки фигур все еще слишком примитивен, но работа проделана огромная.
Улучшено взаимодействие с инструментарием, теперь легко переключатся между разными типами заливок, обводки и преобразованиями.
Инструмент редактирования теперь всегда доступен на главной панели инструментов.
Редактирование векторных элементов так же получило обновление. Параметры редактируемого объекта отображаются непосредственно в опциях инструмента.
У узлов была улучшена видимость и упрощено взаимодействие с ними.
Векторные слои могут быть напрямую экспортированы и импортированы в формате .svg.
Щелчок правой кнопкой мыши по активному векторному слою теперь вызывает меню для более удобной работы со слоем.
Более полное описание новых инструментов доступен
тут и
тут.
Инструментарий работы с текстом
Одним из улучшений финансируемым на кикстартере 2016 стал новый инструмент для работы с текстом. Опять же из-за некоторых причин не все из запланированного попало в текущий релиз, но будет добавлено в будущем. Из уже сделанного стоит отметить:
Поддержка инструментом .svg из коробки и около 90% всего функционала для работы с текстом в SVG 1.1. Все еще нет поддержки глифов и свободного вращения.
Всплывающее окно редактора поддерживает ввод двунаправленного текста и любого корректного SVG элемента допустимого в текстовом поле.
Полное описание доступного функционала
тут.
Поддержка скриптов Python
Как уже отмечалось теперь программа поддерживает скрипты написанные на языке Python для работы с изображениями и и интерфейсом пользователя. Так же в стандартный набор добавлено большое количество уже подготовленных скриптов и примеров взаимодействия с АПИ программы в виде плагинов. Они могут быть включены или отключены в диалоговом окне настроек. Для вступления изменений в силу пока что необходимо перезагрузка программы.
Все детали доступны
тут и
тут.
Менеджер управление плагинами на питоне находится тут
Settings > Configure Krita > Python Plugin Manager. Доступ к актвным скриптам -
tools > scripts.
Обратите внимание: для пользователей Windows 7 и 8 необходимо установить Universal C Runtime.
Доступные на данный момент плагины:
Ten Brushes - вы можете назначить на горячии клавиши до десяти любых кистей со стандартными или вашими кастомными настройками.
Internal Scripting Console - позволяет запускать скрипты Python непосредственно в программе с поддержкой подсветки синтаксиса. Это будет очень удобно для тестирования или быстрого запуска небольших скриптов.
Quick Settings Docker - быстрый выбор размера, прозрачности и схождения для текущей кисти.
Comic Project Management Tools - плагин для одновременного управления несколькими страницами в проекте. Это хороший пример конвейерной обработки изображений и подходит для массовой обрезки, сохранения, масштабирования и т.д.
Colorize Mask
Теперь раскрасить заготовку со штриховыми линиями стало проще простого. С новым инструментом цветовых масок это можно сделать в пару штрихов, достаточно переключится в режим Colorize Mask на панели инструментов и указать приблизительные мазки нужными цветами. Затем нужно нажать кнопку обновления в панели слоев. Позже можно преобразовать его либо в один слой, либо в группу цветовых слоев.
Доступна достаточно подробная
документация.
Фоновое сохранение
Теперь при фоновом сохранении программа не притормаживает и период автосохранений по умолчанию установлен в 15 минут. Так же это работает и при экспорте сложной анимации, можно продолжать работать в то время как программа тихо будет собирать результирующий файл в отдельном потоке.
Панель цветов
Доккер палитры цветов раньше мог обрабатывать только 8-битные sRGB и успел морально устареть. Начиная с текущей версии был разработан новый формат для цветовой палитры - KPL. Теперь можно сохранять любой цветов любом пространстве, поддерживаемым программой и поддержка группировать цвета. Сам доккер тоже был улучшен: появилась поддержка drag and drop, переименования и группировки цветов, способность загружать палитры SBZ и Scribus XML.
Редактор кистей
Редактор настроек кистей был значительно переделан ради облегчения понимания работы с ним. Он обзавелся окном предварительного просмотра для отображения текущего состояния кисти. Примечание: для некоторых типов кистей данная функция недоступна из-за технических ограничений (форма и скорость).
Теперь переименовать кисть можно нажав на маленький карандаш около самой кисти.
Перезапись кисти сохраняет и предварительное ее изображение.
При создании новой кисти теперь открывается диалог позволяющий сразу изменить настройки или загрузить нужные изображения.
Можно сворачивать и разворачивать диалога настроек.
Эффекты от кривых могут влиять друг на друга в зависимости от выбранного алгоритма.
Производительность кистей
Теперь Krita научилась просчитывать каждый мазок в отдельном потоке, что позволит использовать все доступные в вашей системе ядра для ускорения растеризации мазков. Вы так же можете ограничить количество доступных ядер доя просчета в настойках производительности. В будущем подобный механизм будет использоваться и в других частях программы.
Ограничение размера кисти
Раньше максимальный размер кисти был ограничен в 1000 пикселей. Этого было даже много, но некоторым не хватало, так что теперь ограничение поднято до 10000 пикселей. Будьте осторожны со столь большими размерами, они требуют очень много вычислительных ресурсов.
Кистевые маски
Для кистей добавлена возможность использования мазка другой кисти как маску для основной кисти. Данный режим раньше назывался stacked brushes. Тут лучше один раз увидеть.
Документация так же доступнаСтандартный набор кистей
Обновлены предустановленные наборы кистей. Это связано как с производительностью, так и с пожеланиями от многих художников. Некоторые кисти уже используют новые описанные ранее возможности программы, например, акварельные кисти. Если кому-то нужен старый набор, то он доступен
тут.
Пиксельная сетка
Теперь при достаточно большем увеличении изображения (по умолчанию в 8 раз) появляется сетка, которая разграничивает отдельные пиксели на изображении. Данная конфигурация может быть перенастроена или отключена.
Изометрическая сетка
Добавлена поддержка отображения и изометрической сетки. Подобное нововведение должно облегчить работу художников работающих с подобными изображениями. Угол и поворот могут быть настроены в соответствующем окне настроек.
Всплывающая палитра
Всплывающая палитра так же была улучшена. Добавлено быстрое масштабирование, вращение канваса при открытой палитре и добавлены кнопки отзеркаливания холста.
Painting Assistant
Улучшен рендеринг ручек для упрощения работы с ними на планшетах.
Добавлена возможность задания цвета и прозрачности хелпера.
Устранена проблема с загрузкой и сохранением настроек.
Фильтры
Добавлен новый фильтр обнаружения краев с поддержкой многопоточности, несколькими вариантами алгоритмов обхода и поддержкой альфа канала.
Документация.
Так же улучшен фильтр создания нормалей высот с подобным функционалом.
Старый режим обнаружения края был удален.
Обновлен фильтр градиентной карты для создания градиентов на лету и поддержки сохранения в новом формате.
Добавлен ползунок изменения размера отображения иконок кистей в соответствующем окне.
Добавлено всплывающее предупреждение при сохранении изображения в формат, который не поддерживает слои.
Новая темная тема.
И очень много багфиксов, с полным списком которых можно ознакомится
тут.
Скачать сборки для всех популярных платформ можно с
официального сайта.