Основные изменения и нововведения
Производительность
Gimp теперь поддерживает экспериментальную многопоточность от
gegl и будет пытаться задействовать все доступные ядра в системе. При таком подходе программа может падать достаточно часто, но это необходимо для отладки на нестабильной ветке. Вы ведь не используете нестабильную ветку в продакшене? С другой стороны при частых падениях можно установить количество доступных ядер в настройках как одно для более стабильного поведения программы (
Preferences > System Resources).
GUI и юзабилити
Было улучшено процесс взаимодействия со слоями при большем количестве последних в проекте. Так же программа запоминает последний используемый тип маски и добавлены клавиши модификации для мышки для быстрого создания, перемещения и удаления масок. Этот функционал доступен так же и во вкладке списка слоев.
Для полноценной реализации данного функционала было добавлено диалоговое окно настроек масок с возможностью сохранения настройки параметров по умолчанию (
Preferences > Interface > Dialog Defaults).
В диалоговом окне настроек (
Preferences) появилась вертикальная полоса прокрутки в тех вкладках, где это необходимо.
Было обновлено диалоговое окно закрытия программы: добавлена возможность автоматического выхода из программы при сохранении всех открытых документов и опция “Сохранить как” для еще не сохраненных документов.
Так же было обновлена функция настроек для облегчения выбора цвета заливки пустых пространств при изменении размеров холста.
Улучшенна поддержка Hi-DPI
Несмотря на то, что основная работа по улучшению поддержки
Hi-DPI запланирована в ветке 3.0 с использование GTK+3 или GTK+4 некоторые из идей были уже реалезованы. Одним из таких новшеств стало изменение размеров значков в зависимости от разрешения экрана (
Preferences > Icon Theme)
Робота с холстом
Была проделана большая работа по переносу кода из инструментов инструментарий на подобие
Rectangle Select,
Measure и
Path в общий код холста, что позволило переиспользовать его в других местах. В результате многие новые инструменты могут использовать уже заготовленные элементы, да и их создание и поддержка должны значительно упростится. Так же все фильтры
gegl теперь могут непосредственно взаимодействовать с холстом.
Пока что код все еще нужно писать на
С, но уже идут работы над упрощением и возможным использованием языка
GUM.
Слои
Обновлено кодовую базу режимов наложения слоев. Теперь доступно два набора режима наложения слоев: дефаултный (новый) и legacy (старый). Переключатель режимов доступен на вкладке слоев и в диалоге создания нового слоя.
Добавлена возможность композитинга слоев.
Так же добавлена новая команда
Colors > Linear Invert обеспечивающая радиометрически точное инвертирование цветов. В диалоговом режиме гистограммы доступен переключатель между обычным и линейным режимами.
Доступен простой
blendfun режим смешивания цветов, который значительно упрощает внедрение новых цветовых моделей. В программе теперь доступны следующие режимы смешивания:
Linear Burn,
Vivid Light,
Linear Light,
Pin Light,
Hard Mix,
Exclusion,
Merge,
Split, и
Luminance (RGB) (многие из которых поддерживются PSD плагиноом).
Еще одним заметным нововведением является добавление режима
Pass Through для групп слоев. Когда используется данный режим, то программа смешивает слои внутри группы непосредственно с нижележащими слоями пропуская создание групповой проекции.
Добавлены цветовые метки для упрощения работы с большим количеством слоев и групп.
Для улучшения удобства и полного доступа к новому функционалу было переработано диалог
Layer Attributes, в котором теперь устанавливается имя слоя, режимы наложения, прозрачности и смещения, переключается видимость, статус и цветовые метки.
CIE LCH и CIE LAB
В диалоговом окне выбора цветов теперь доступен режим выбора цвета
LCH который скорее всего заменит в будущем устаревший
HSV.
Более подробноНовый фильтер
Hue-Chroma в меню выбора цвета работает так же, как и
Hue-Saturation, нос цветовым пространством
CIE LCH, которое так же поддерживают инструменты
Fuzzy Select и
Bucket Fill.
В окне выбора цвета и выбора образца отображается значение цвета в форматах
CIE LAB и
CIE LCH.
Инструменты
Добавленный еще в 2015 инструмент
Handle Transform был улучшен и доступен теперь по умолчанию.
Инструмент
Warp Transform теперь работает намного быстрее, так же в нем доступен режим качественного полного предпросмотра.
Все инструменты преобразований теперь по умолчанию сетку трансформации не отображают, а и текущий слой до завершения операции скрывается, что значительно упрощает преобразование верхнего слоя относительно нижних.
Инструмент
Free Selec теперь ждет нажатие клавиши Ентер для завершения ввода.
Рисование
Добавлена новая функциональность рисования прозрачности на слоях (в дополнение к стандартной). Благодаря инструменту Smudge теперь поддерживает управление потоками (Flow), что позволяет смешивать постоянные и градиентные цвета при размазывании. К тому же добавленна новая опция запрета уменьшения прозрачности для уже установленных пикселей.
Более подробноХолст
Улучшено вращение холста, оптимизировано скорость вращения, а так же направляющие, полосы прокрутки и диалоги навигации следуют за вращением.
Оригинальные растровые кисти Gimp’а теперь могут фиксировать твердость и полностью отключать ее при необходимости. Так же растровые кисти больше не обрезаются при значениях твердости ниже 100 и использован новый алгоритм свертки для более быстрого размытия.
Обработка raw изображений
Начиная с версии 2.9.4 Gimp мог открывать изображения в формате
raw при помощи программы
darktable и плагина для его подключения, но ничего не сообщал о неудачных загрузках. Начиная с текущей версии доступен плагин
RawTherapee, который регистрирует все доступные форматы файлов, но ничего с ними не делает, а лишь выводит сообщения об ошибках при невозможности конвертирования. К тому же теперь появилась возможность выбора более предпочтительного плагина если на вашем компьютере они доступны (
Preferences > Image Import), но при этом может понадобится перезапустить программу .
PSD
Улучшена поддержка формата
psd. Теперь плагин поддерживает более широкий диапазон режимов смешинвания слоев при импорте и экспорте, експорт групп слоев, включая режим
Pass Through, а так же поддерживает импорт и экспорт цветных меток слоев.
WebP
Поддержка формата
webp хоть и была добавлена в версии 2.9.2, но было отключена по умолчанию. Теперь она достаточно стабильна и включена по умолчанию.
Плагин получил дополнительные вкладки и теперь поддерживает ICC профили, метаданные и анииацию.
Метаданные
В программу добавлен новый просмотрщик метаданных который использует
Exiv2. Поддерживаемые им форматы:
Exif,
XMP,
IPTC и
DICOM.
Так же улучшен и редактор метаданных, который теперь поддерживает добавление и
редактирование в форматах XMP, IPTC, DICOM, and GPS/Exif, а также импорт и експорт в XMP.
Фильтры
Добавленно 9 фильтров на основе gegl филтров, веевлет декомпозер и плагин Extract Component
Как уже упоминалось в будущем планируется переход с языка
С на язык метаданных
GUM, что должно значительно облегчить написание новых фильтров.
Ресурсы
Добавлены новые базовые пресеты для инструмента
Crop: 2×3, 3×4, 16:10, 16:9 и квадрат. Так же обновлены шаблоны документов для печати и цифрового медиа.
Более подробно об всех измененияхСкачать исходный код программы и необходимых библиотек babl и gegl